Превосходство хирургии с помощью робота Da Vinci
Мнения наших хирургов, работающих по новой технологии роботизированной хирургии в различных медицинских сферах.
«Нельзя даже сравнить лапароскопическую операцию и операцию роботом - во всем, что касается наблюдения за тканями и органами», поясняет доктор Андрей Надо, хирург-уролог, один из наиболее опытных хирургов в Израиле по роботизированной простатэктомии. «При лапароскопии мы видим увеличенную картинку на внешнем экране, в то время как во время операции с роботом, хирург смотрит напрямую на внутренний экран и видит трехмерную картину в значительном увеличении. Это позволяет, например, не пропустить возможные метастазы, а также действовать гораздо более четко».
Профессор Яков Рамон, один из ведущих хирургов-урологов, известный Израильский уролог и глава отделения урологической хирургии в «Шибе», отмечает: «Во время обычной операции я использую две руки. Вместе с роботом мы оперируем в четыре руки, что значительно увеличивает диапазон моих действий».
Использование робота в гинекологических операциях тоже становится все более популярным среди хирургов. Таким способом оперируют доктор Лиор Левенштейн, доктор Эйтан Рам и доктор Хен Гольдшмидт.
Евгений Соломонов хирург-онколог и специалист в области гепато-билиарии (печень, поджелудочная железа), мировой специалист в своей области, описывает эру роботизированных операций как «интуитивную хирургию» и поясняет, что у операции роботом с точки зрения хирургического удобства для оперирующего врача есть огромное преимущество по сравнению с обычной хирургией, причем по всем параметрам.
«Благодаря своей структуре, роботы могут позволить себе диапазон движений в 360 градусов, что гораздо больше, чем диапазон движений человеческой руки. Это позволяет врачу добраться до ранее недоступных мест внутри человеческого организма. Печень - это особый орган, внутри которого пролегает огромное количество кровеносных сосудов», - поясняет доктор Соломонов.
«Операции на печени и поджелудочной железе считаются наиболее сложными операциями в общей хирургии, и выполнить их при помощи лапароскопии очень нелегко. С помощью «Да Винчи» можно выполнять операции, у которых есть все преимущества лапароскопии, потому что нет нужды разрезать брюшную стенку, а также сохранить все преимущества полостной хирургии. У этого есть и клиническая значимость - процент инфекционных осложнений снижается, нет потери плазмы и крови, а также уменьшается послеоперационный отек».
Доктор Яков Корах, известный специалист в области гинекологии, ведущий хирург в «Ассуте» и заместитель главы отделения онкологической гинекологии в «Шибе», тоже отзывается о роботе положительно: «Это не дань моде или кратковременный тренд», утверждает он. «До того, как роботы начали принимать участие в операциях, большинство операций, как например, радикальное удаление матки, выполнялись только методом полостной операции, после которой наступал длительный период заживления. В некоторых медицинских центрах, конечно, удаление матки проводилось и методом лапароскопии - но таких было всего 15% в западном мире. На сегодняшний день, благодаря роботу «Да Винчи», можно выполнять малоинвазивными методами уже около 80% операций по удалению матки (гистерэктомия), а также большинство других гинекологических операций».
Как принимается решение, будет ли операция проводиться «вручную» или при помощи «Да Винчи»?
«Да Винчи» очень эффективен при использовании в элективных операциях. Например, радикальное удаление предстательной железы выполняется при помощи робота в 80% из случаев. Также при удалении опухолей почки робот позволяет увеличить эффективность - оперируемая область видна гораздо лучше. Но, например, при операциях на желчном пузыре нет преимуществ - только потому, что это очень легкая и доступная операция».
В последнее время использование роботов распространилось и на ЛОР-медицину, а эндокринологи задействуют его для удаления щитовидной железы. Проходит время, и все больше и больше врачей понимают, насколько удобнее и безопаснее оперировать роботом.